Про социализацию. Об этом все уже, кажется, написали, кому не лень. Мне было лень, я давала ссылки на готовые статьи, когда спрашивали. Но так, как спрашивают именно мое мнение - напишу. Спрашивают очень часто, как только узнают, что мои дети на СО, что я пишу про СО. Переживают, что общения мало будет и социализация не состоится. Давайте посмотрим, откуда возникла популярность идеи про пользу воспитания в коллективе и важность социализации. Это мнение формировалось в советской психологии и педагогике на основании трудов ведущих авторов того периода. Были и другие мнения и авторы, но их во внимание не брали, госзаказ был на формирование определенного типа мышления граждан страны. Немного теории, потерпите). Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистических черт - умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С.Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания в СССР. А.С.Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А.С.Макаренко, формируется исключительно в условиях коллектива. А теперь - внимание👇. Под коллективом А.С.Макаренко понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Запомните это определение, мы еще к нему вернёмся. Формирующая функция коллектива (по Макаренко) определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Законом сплочения коллектива является - снова обратите внимание- стремление к достижению все более значимых общественных целей. Общие цели объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон в коллективе. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С.Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» (Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами // Соч. - М., - 1957. - Т.2. - С.403). Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В.А.Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, А. В. Мудрика и др. В.А.Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Наибольшее воспитательное значение (по мнению Сухомлинского) имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (!!!) - и снова обратите внимание - объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А.Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А.Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей. В соответствии с ведущей идеологией готовили специалистов для работы в садах, школах. Специалисты работали с родителями и с детьми, формируя мировоззрение в соответствии с тем, что имели сами. До сих пор мы имеем дело с мощным влиянием этого менталитета, этих образов на сознание и специалистов, и родителей. Глубоко укоренившаяся установка "коллектив полезен для социализации " многими не берётся в осмысление. Настолько она привычная, распространенная и глубокая. Давайте посмотрим что происходит в "коллективах" школы сейчас. И можно ли в принципе считать коллективом класс в типичной школе? Как там Макаренко то говорил? Коллектив - «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. А Сухомлинский как говорил? Коллектив - средство нравственного и духовного развития , где учащиеся и педагоги объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Ребята, это не про нашу реальность. Если говорить о ТАКИХ коллективах, так их просто нет. Нет не только единства идеалов. Зачастую нет самих нравственных идеалов. И общих высоких общественно - значимых целей тоже нет. Моя дочь до СО, училась в дорогой гимназии и в хорошей, "богато" оснащённой, современной муниципальной районной школе. В силу профессионального интереса и по причине большой любви к дочери, я всегда стремилась быть в курсе ее жизни. Поэтому, и одноклассники в гости толпами, и участие в мероприятиях всяких, и общение с родителями одноклассников, и с педагогами, и с руководством школы было плотным. До определённого момента, когда я поняла ущербность всей этой системы и бессмысленность моей активности. Сейчас педагоги не рассказывают о важности дружбы, не учат уступать, не защищают слабого и обижаемого. Это все осталось в далёком прошлом. Дети в классе - отражение семейного миропонимания. Очень разного. Расслоение общества велико и это ярко проявляется в поведении детей. Да и взрослых тоже. Мне (не пью, не курю, не считаю адекватным распущенность, грубость, мат и т.д) было не так то легко найти единомышленников среди родителей в классе. Сейчас класс - не коллектив. Это толпа детей, искусственно и хаотично собранная по территориальному принципу. В ней действуют законы стайной нравственности. Близкой к животному миру. А иначе и не будет, если человеки с не развитым еще мозгом собраны вместе и никто их нормально и системно не учит общаться, не внушает важные ценности. В случайно собранной и искусственно удерживаемой вместе толпе людей разного уровня культуры и развития, но одного возраста, которую именуют «класс», царит закон выживания. Психологического и физического. Так как дружить в начальной школе сейчас никто не учит, учителю не до этого, он завален отчётами и вообще заказ государства сейчас не тот, а в средней учить этому уже поздно, дети сами устанавливают обычные стайные законы, как многие биологические виды - кто сильнее тот и прав. Так появляются альфачи – лидеры, изгои, и невнятное большинство, которое молчаливо или громко поддержит лидера, ведь если против, можно и самому стать изгоем. Ребенок с хорошим воспитанием, добрый и не злобивый, подвергнется там унижениям сначала мимоходом, для проверки , и если не сможет дать отпор, то станет изгоем – объектом приколов и унижений. Если даст отпор – придется всю дорогу жить в сопротивлении и стрессе. Учителя имеют любимчиков и не стесняются это проявлять. Нет единства ни во взглядах, ни в мнениях, ни в мировоззрении между самими учителями и руководством школы, между родителями, между учениками. Вы знаете, что основная цель социализации заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием? В результате социализации, по-хорошему то, должна происходить передача нравственного опыта и человеческих ценностей. Очевидно, что речь идет о высоких понятиях, а не об умении давить слабого потому что прикольно, бухать, курить, врать, лицемерить и выкручиваться, которые в школе процветают. Адаптивность и навыки приспособляемости хороши, слов нет. Но не в ущерб душе и совести. Ну, для меня это важно, по крайней мере. В 8 лет одноклассники показали моей дочери порно, в том числе с животными. Хорошо, что у нас доверительные отношения и мы это все тогда проговорили. По версии одноклассников- это круто, это ориентир для действий. Она подвергалась буллингу и выстояла благодаря сильному характеру и моей поддержке. Я ходила, разбиралась. Был период в 9 лет, когда она считала, что пить и курить норм, так как многие родители у одноклассников пили и курили. И мамы тоже. И с этим пришлось повозиться, беседуя и много объясняя. Одноклассники покупали вскладчину всякую мусорную еду, типа дошиков и фанты и грызли дошики сухими. Многие и сейчас так питаются, кстати. У всех гастриты и прочие проблемы с ЖКТ. А началось все это в детстве. В классе было принято списывать, это целая культура. Не учить. Списывать. Главное - получить оценку и забыть. В классе дети с 7 лет обсуждали тряпки, бренды, машины и мерялись, кто круче. С 10 - косметику, курение, секс, деньги. Подросли - стали обсуждать ЛГБТ. Убежденных бисексуалов было много уже к 16 годам. Моя гетеросексуальная дочь выглядела как то не круто, общаясь с бывшими одноклассниками, не в тренде была. Это я говорю про лицейный гуманитарный класс, куда собрали "сильных", "умненьких" детей. К старшей школе в очень сильной гимназии, куда поступила ее подруга, учились уже опытные геи, лесбиянки и бисексуалы. Какие то девочки уходили в запои в неполные 17, кто-то жил со своей взрослой девушкой и весело обсуждал секс игрушки. В каждой стандартной школе можно узнать, где найти наркотики. Дочь говорила о детях, которые переступили эту черту еще до 14 лет. Тупой ржач, грубые , иногда жестокие приколы, сплетни - основа современного "дружеского" общения в классе. И мат, мат, мат... Дети страшно матерятся, когда взрослые не слышат. Много всего могу рассказать, но думаю, уже итак ясно. Это не коллектив, нет единства высоких целей. Есть то, с чем Макаренко нещадно боролся. Мещанские ценности и стремление к удовлетворению низменных животных потребностей он нещадно выкорчевывал из юных умов. О каком позитивном влиянии коллектива можно сейчас говорить? Это антисоциализация. Нет ни "целеустремленного комплекса личностей" (не уверена, что можно вообще вести речь о зрелых личностях), ни " общественно значимых целей", ни, естественно, "совместной деятельностью по их достижению", "взаимной ответственности", ни самоуправления. Ничего из того, что относится к определению коллектива. Все поменялось. Остались только шаблоны мышления про пользу социализации в головах. А самой социализации и коллективов нет. За редким, редким исключением. Всегда были, есть и будут учителя от Бога, любящие, работающие на износ в этих изменившихся условиях. И маленькие школы, где вечные ценности все еще ценны. Но их очень мало. Воспитание в семейных ценностях, когда старшие, опытные , любящие люди направляют и воспитывают - вот реальная социализация. Плюс к этому частое общение с детьми и взрослыми из семей с близкими ценностями. Социума с его нравственной грязью всегда и так много. Лезет отовсюду, только успевай рассказывать ребенку, что да почему. Ребенка морально укрепить сначала надо, ориентиры заложить, что есть добро, что нет, потом в эту грязь можно будет выпускать. Уже не прилипнет. Поэтому (и не только поэтому) я давно выбрала семейное обучение для своих детей. И мои друзья тоже. Вы все еще уверены в пользе школьного "коллектива" для развития ребенка? Пишите) С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра "Лесенка" Ирина Коваль. #СО #семейноеобучение